Цель обзора: рассмотреть вопросы организации фармаконадзора в лечебно-профилактических учреждениях, определить роль практикующего врача в системе постмаркетингового фармаконадзора.
Основные положения. Главная мировая тенденция в системе фармаконадзора — переход на электронные формы подачи сообщений. Росздравнадзор стремится повышать качество и скорость обработки сообщений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты (НРЛП) из всех возможных источников. В статье приведены рекомендации по заполнению извещения о НРЛП, которое является основной формой подачи информации в регуляторные органы.
Заключение. Врач — одно из важнейших лиц, сообщающих о НРЛП. Важно, чтобы информация от врачей поступала в Росздравнадзор своевременно и была полной и качественной.
Ключевые слова: вначале о главном, лечебно-профилактические учреждения, надлежащая практика фармаконадзора, нежелательные реакции., фармаконадзор
Логиновская О.А. Рекомендации Росздравнадзора по форме сообщения о нежелательных реакциях на лекарственные препараты // Вестник терапевта. 2018. № 12 (36).
Логиновская Ольга Александровна — исполнительный директор компании Flex Databases, ассистент клинической фармакологии и доказательной медицины ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России. 197022, г. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8; E-mail: bd@flexdatabases.com
Лекарства, помимо полезного влияния на организм человека, могут оказывать и неблагоприятное. Такое неблагоприятное воздействие, связанное с лекарственным препаратом, носит название нежелательной реакции на лекарственный препарат (НРЛП). Безопасное применение медикамента — постоянное маневрирование между его пользой и риском возможных нежелательных реакций. Это должен помнить и учитывать врач, ему следует основываться на знаниях о лекарственном препарате, которые постоянно пополняются в ходе его применения [1].
Полную информацию о нежелательных реакциях невозможно получить во время клинических исследований. В них оценка соотношения «польза/риск» ограничена относительно небольшим количеством испытуемых, лимитированным по времени периодом проведения исследования, а также жесткими критериями включения и исключения, оставляющими за рамками анализа большую часть реальной популяции пациентов. Это частично оправдано, поскольку цель таких исследований — быстро получить точную базовую информацию о новом лекарстве и вывести его на рынок, но, как показывает международная практика, к моменту регистрации и появления лекарственного средства (ЛС) в аптеках выявляется лишь около половины всех НРЛП, как правило, связанных с фармакологическими свойствами ЛС или аллергическими реакциями на него. Частота их развития — от 1% до 10% случаев.
Типичное заблуждение не только населения, но зачастую и медицинских работников, что разрешенные к применению в широкой медицинской практике лекарственные препараты хорошо изучены, а их эффективность и безопасность гарантированы. На самом деле для получения полной и точной информации о рисках, связанных с применением лекарств, необходимо постоянно контролировать их безопасность после регистрации и выхода на рынок (постмаркетинговый период). Именно на этом этапе можно выявить редкие и очень редкие НРЛП (частота возникновения менее — 0,1%), оценить безопасность ЛС в специальных группах пациентов, установить факторы риска развития HPЛП, наличие опасных и нерациональных взаимодействий препаратов, а также влияние их на исходы заболевания и уровень смертности. Для этого существует система постмаркетингового фармаконадзора.
Мощным толчком к развитию этой системы послужила в 60-е годы ХХ века так называемая «талидомидовая трагедия», когда в результате применения препарата талидомида у беременных женщин родились около 12 тыс. детей с физическими уродствами. Из них выжили, по разным подсчетам, от 5 до 8 тыс. После выявления тератогенного действия данного лекарства система фармаконадзора в развитых странах начала принимать современный вид.
При детальном анализе причин трагедии стала очевидной необходимость мер, которые смогли бы обеспечить строгий контроль и учет показаний и противопоказаний к применению небезопасных препаратов перед выходом их на рынок. Это достигается путем тщательного исследования ЛС на доклиническом этапе и создания эффективной системы постмаркетингового фармаконадзора. Так, тератогенный эффект талидомида был (к сожалению, лишь с опозданием) воспроизведен в экспериментах на лабораторных животных. Проведение таких исследований способствует предотвращению нежелательных последствий применения ЛС в клинических исследованиях и в постмаркетинговом периоде.
Эффективная система фармаконадзора в настоящее время позволяет на ранних этапах применения лекарственного препарата при развитии НРЛП остановить его использование или уточнить показания и противопоказания к нему [2].
В последние годы в нашей стране законодательство в отношении фармаконадзора претерпевает изменения (поправка от 03.07.2016 к Федеральному закону от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») и уточнения (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 15.02.2017 года № 1071 »Об утверждении порядка осуществления фармаконадзора»). Сформирован единый подход для стран ЕАЭС, важным этапом было принятие «Правил надлежащей практики фармаконадзора). В целом наблюдается тенденция к гармонизации российского и ЕАЭС законодательства по фармаконадзору с европейским, все более интенсивно используются электронные системы и общие потоки информации. Эти новшества, бесспорно, прогрессивны, так как ускоряют процессы поступления, анализа информации о НРЛП, способствуют обмену данными между странами и тем самым делают применение ЛС более безопасным.
Современная мировая тенденция в системе фармаконадзора — переход на электронные формы передачи и анализа, что позволяет качественнее собирать информацию, быстрее ее обрабатывать, обмениваться сведениями в международном пространстве и находить сигналы по НРЛП, требующие действий со стороны компании-держателя регистрационного удостоверения или регулятора.
В нашей стране Росздравнадзор является органом, ответственным за кумуляцию и анализ информации по безопасности ЛС. Росздравнадзор поддерживает современные тренды в этой области, в частности существенно перестраивает свою автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных в сотрудничестве с компанией-производителем программного обеспечения Flex Databases, которая уже более 5 лет занимается автоматизацией фармаконадзора и электронной подачи данных регулятору.
Росздравнадзор также сотрудничает с организацией поддержки MedDRA MSSO по переводу и адаптации международного справочника для кодировки НРЛП. Это важный этап развития отечественной системы фармаконадзора. Планируется, что информация от компаний-держателей регистрационных удостоверений будет поступать в Росздравнадзор в электронном виде. Таким образом, существенно увеличатся качество и скорость обработки сообщений о НРЛП.
Информация о НРЛП может поступать непосредственно от пациентов и их родственников, от фармацевтических организаций, являющихся держателями регистрационных удостоверений, а также от производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов, медицинских работников среднего звена, провизоров. Однако наиболее полную и качественную информацию предоставляют врачи, ведь именно они получают сведения о НРЛП от пациента или наблюдают их сами в процессе каждодневной практики. Далеко не всегда пациент может самостоятельно оценить возникший симптом и заподозрить, что он может являться именно НРЛП. Очень редко больной знает, что существует возможность сообщить такие сведения регулятору, и способ, каким он может это сделать. В идеале пациент сообщает о проблеме своему лечащему врачу, тот в соответствии со своими знаниями правильно трактует возникшую ситуацию и сообщает о подозреваемой НРЛП в соответствующую инстанцию.
В большинстве ЛПУ предусмотрены ставки врачей-клинических фармакологов. В их должностные обязанности входит и регистрация побочных реакций на ЛС.
Важно, чтобы все доктора знали о необходимости сообщать о НРЛП и понимали, как это делать. В случае, если врач получил информацию о возможной НРЛП, ему следует сообщить о ней в Росздравнадзор, заполнив форму «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного препарата».
Как правильно ее заполнить? Прежде всего, следует отметить, является или это сообщение первичным или дополнением к ранее отправленному. При внесении данных о пациенте, нужно указать инициалы, пол, возраст, в случае беременности — срок, лечение, которое получал пациент (амбулаторное, стационарное, самолечение). В целях соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» личные данные пациента не приводятся, разрешено указать только инициалы.
При заполнении полей о препарате, предположительно вызвавшем нежелательную реакцию, важно максимально подробно отразить его торговое наименование, производителя, номер серии, дозу и путь введения, даты начала и окончания терапии, показания к назначению. В разделе «Серьезная нежелательная реакция» следует указать даты возникновения и разрешения серьезной НРЛП, четко описать один или несколько критериев серьезности, а именно: привела ли НРЛП к смерти, госпитализации или ее продлению, инвалидности и/или потере трудоспособности, врожденным аномалиям, другим клинически значимым событиям и/или создала угрозу для жизни.
В разделе «Предпринятые меры» сообщают, отменен ли препарат, предположительно вызвавший НРЛП, назначена ли по этому поводу иная лекарственная терапия. Важен и раздел «Исход».
Обязательно приводится контактная информация о враче, заполнившем форму, чтобы Росздравнадзор мог связаться с ним для получения дополнительных сведений или для проведения дальнейших мероприятий по контролю эффективности и безопасности указанного ЛС.
Информация о серьезных реакциях, связанных с угрозой жизни или летальным исходом, подается в течение 3 рабочих дней. В течение 15 календарных дней сообщается о:
• прочих серьезных нежелательных реакциях;
• случаях передачи инфекционного заболевания через ЛС;
• случаях отсутствия заявленной эффективности ЛС, применяемых при заболеваниях, представляющих угрозу для жизни человека; вакцин для профилактики инфекционных заболеваний; ЛС для предотвращения беременности, когда отсутствие клинического эффекта не вызвано индивидуальными особенностями пациента и/или спецификой его заболевания;
• нежелательных реакциях, возникших вследствие злоупотребления препаратом, в случаях умышленной передозировки, при воздействии, связанном с профессиональной деятельностью, или в случаях использования ЛС в целях умышленного причинения вреда жизни и здоровью человека.
Благодаря сообщениям о НРЛП формируется более полное представление о показаниях, противопоказаниях и особенностях использования препарата, что находит свое отражение в модификации инструкций к медицинскому применению и иногда ведет даже к отзыву его с рынка.
Из недавних примеров можно привести ситуацию с фторхинолонами. Сразу несколько регуляторов, включая Минздрав РФ, рекомендовали ограничить системное и аэрозольное применение антибиотиков из групп фторхинолонов и хинолонов и соответственно изменить инструкцию к медицинскому применению. Так, согласно письму Минздрава РФ от 12 ноября 2018 года № 20-3/2114 «О лекарственных препаратах, относящиеся к группе фторхинолонов системного действия», заявителям регистрации и производителям лекарственных препаратов, относящихся к группе фторхинолонов системного действия, необходимо внести изменения в инструкции по применению зарегистрированных в РФ лекарственных препаратов этой группы, а именно гемифлоксацина, левофлоксацина, ломефлоксацина, моксифлоксацина, норфлоксацина, офлоксацина, пефлоксацина, спарфлоксацина, ципрофлоксацина, в том числе в составе комбинации с другими СЛ, применяемыми внутрь, парентерально или ректально.
После анализа информации о безопасности не рекомендуется использовать фторхинолоны для:
• лечения инфекций, от которых можно избавиться без терапии или которые не являются тяжелыми (например, инфекции горла);
• лечения пациентов, у которых ранее были обнаружены серьезные побочные эффекты применения фторхинолонов или хинолонов;
• терапии инфекционных заболеваний умеренной выраженности или инфекций средней степени тяжести, если можно обойтись другими антибактериальными препаратами;
• профилактики диареи и рецидива инфекций нижних мочевых путей.
Пожилым людям, пациентам с заболеваниями почек, а также перенесшим операцию по трансплантации органов или тем, кого лечат системными кортикостероидами, необходимо применять фторхинолоны с осторожностью, так как у больных этих групп обнаружен повышенный риск повреждения сухожилий.
Медицинским работникам рекомендовано запрещать пациентам прием фторхинолоновых антибиотиков при первых проявлениях побочного эффекта. Например, такие симптомы могут быть связаны с опорно-двигательным аппаратом (воспаление или разрыв сухожилия, мышечная боль или слабость, боль в суставах или опухоль) или с нервной системой (покалывания, усталость, депрессия, спутанность сознания, мысли о суициде, нарушения сна, проблемы со зрением и слухом, расстройства вкуса и обоняния).
Согласно нормам ВОЗ [3], каждый национальный центр по фармаконадзору должен ежегодно собирать не менее 200 сообщений о НРЛП на миллион человек. В России этот показатель значительно ниже. Увеличение количества сообщений о нежелательных реакциях и своевременное извещение о них позволят улучшить систему фармаконадзора, а значит, повысить безопасность и качество лекарственных препаратов, спасти здоровье и жизни множества пациентов.
Заключение
Качественно организованная и правильно работающая система фармаконадзора позволяет оптимальным образом собирать информацию о нежелательных реакциях на лекарственные препараты (НРЛП) в постмаркетинговом периоде. Важным звеном системы фармаконадзора являются практикующие врачи, модулирующие основной поток информации о НРЛП, исходящий от пациентов.
Необходимо улучшение системы информирования и обучения врачей всех специальности для полноценного функционирования системы фармаконадзора.
1. Мурашко М.А., Косенко В.В., Глаголев С.В., Шипков В.Г. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов в вопросах и ответах. Брошюра для специалистов здравоохранения. М.; 2014. 23 с.
2. Мануилов Д.М. Внедрение эффективных систем управления качеством в организациях, проводящих доклинические и клинические исследования и осуществляющих фармаконадзор. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2017; 7(2): 126–32.
3. WHO. Reporting Trends. WHO-Uppsala Monitoring Centre. 2015. httpss://www.who-umc.org/ (дата обращения — 15.10.2018).
Предыдущая статья
Клиническая фармакология как отдельная область медицины существует более 40 лет. За этот период разв...
Следующая статья
Оценка технологий здравоохранения (ОТЗ) является междисциплинарной областью прикладных исследований,...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.