Манекен-тренажер для обучения навыкам сердечно-легочной реанимации ВОЛОДЯ создан с учетом всех требований к проведению аккредитации, учебного процесса в вузах и сузах, в симуляционных центрах любого уровня, а также в учебных центрах, обучающих основам оказания первой помощи
Пасечник И.Н., Ильин П.О., Старостин Д.О. Практический опыт использования манекена-симулятора ВОЛОДЯ для обучения навыкам базовой сердечно-легочной реанимации специалистов различного профиля // Вестник терапевта. 2018. № 7 (31).
И.Н. Пасечник1, П.О. Ильин2, Д.О. Старостин3
1 ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента Российской Федерации, г. Москва
2 ООО «Медтехника СПб», г. Санкт-Петербург
3 АНО «Национальный совет по реанимации», г. Москва
Пасечник Игорь Николаевич — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФГБУ ДПО ЦГМА УД Президента РФ. 121359, г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, д. 19, стр. 1А. Е-mail: pasigor@yandex.ru
Ильин Павел Олегович — заместитель генерального директора ООО «Медтехника СПб». 198206, г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. У. Е-mail: iljin.pavel1981@gmail.com
Старостин Даниил Олегович — начальник отделения анестезиологии и реанимации, инструктор курсов АНО «Национальный совет по реанимации». 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 25, стр. 2. Е-mail: starostin_daniil@mail.ru
Обучение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) затрагивает широкий круг специальностей как в рамках медицинского образования, так и вне его. Подбор подходящего для целей такого обучения оборудования представляет собой задачу не из легких даже для того, кто близко знаком с симуляционным оборудованием различных производителей и его подробными характеристиками. На российском рынке представлено множество различных манекенов для СЛР. При создании манекена ВОЛОДЯ был проведен детальный анализ всех имеющихся потребностей для такого типа оборудования, чтобы совместить в манекене все необходимые для обучения функции, добавить интерактивность, дать возможность измерить все нужные параметры, сделать манекен максимально простым в эксплуатации, но в то же время надежным.
Необходимо заметить, что Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регламентирует право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации с учетом свидетельства об аккредитации специалиста, которую в настоящий момент необходимо проходить всем выпускникам медицинских вузов. В рамках первичной аккредитации для разных специальностей определен перечень практических станций. Первая станция, получившая название «Сердечно-легочная реанимация (базовая)» (другое название — «Внезапная остановка сердца»), является общей для выпускников всех специальностей медицинского образования. Ее паспорт составлен, утвержден и успешно используется. Кроме выпускников вузов, с 2018 г. ее сдают и выпускники средних учебных заведений медицинского и фармацевтического направления.
Важный фактор эффективности практики СЛР наравне с практическим обучением и успешной сдачей экзамена — поддержка навыков и проведение периодических повторных тренингов. Доказано, что уже через 6‒9 месяцев после обучения при отсутствии практики СЛР на рабочем месте навыки ослабевают, а уже через 2 года специалист зачастую вообще не может выполнить все этапы правильно, соответственно рекомендациям. Стоит также учитывать, что рекомендации пересматриваются раз в 5 лет, и специалисты, приобретавшие навыки СЛР в 2014 г., могут не знать об изменениях пересмотра 2015 г. В 2020 г., возможно, тоже будут внесены критерии, которые не оценивают при нынешней аккредитации. Поэтому первая базовая станция будет учитываться и в процессе первичной специализированной аккредитации, и при периодической аккредитации персонала.
Интервалы обучения зависят от степени подготовки курсантов. В настоящее время очень многие лечебно-профилактические учреждения уже организовали или же находятся на этапе организации у себя на базе симуляционных центров или симуляционных классов для возможности проведения частых коротких тренингов своих сотрудников на рабочем месте. Важными, особенно для специалистов, использующих СЛР в своей работе, являются и нетехнические навыки: коммуникация между членами команды, работа лидера. После обучения необходимо проведение оперативного совещания для разбора ошибок.
В паспорте станции, который можно найти на сайте Методического центра аккредитации специалистов (www.fmza.ru) прописан весь процесс организации и прохождения вплоть до мельчайших нюансов. Огромная нагрузка ложится на симуляционные центры, которые проводят аккредитацию специалистов.
Исходя из всего вышесказанного, был создан манекен-симулятор ВОЛОДЯ, в котором учтены все требования к проведению аккредитации, учебного процесса в вузах и сузах, в симуляционных центрах любого уровня, а также в учебных центрах, обучающих первой помощи. При этом следует учесть, что оборудование призвано облегчить работу центра и сделать процесс обучения как можно более простым и понятным как преподавателям, так и непосредственно обучающимся. Необходимо учесть и финансовую составляющую. Все части манекена были максимально унифицированы для удешевления конечного продукта. Поэтому приобрести манекен может позволить себе практически любое учреждение.
Манекен ВОЛОДЯ представляет собой полноразмерную имитацию тела человека, с головой, руками и ногами, имеет все необходимые для такого типа оборудования анатомические ориентиры (грудину, ребра, соски, мечевидный отросток и т. д.). Кожа манекена выполнена из специфической смеси силикона, что обеспечивает реалистичные ощущения при работе с грудной клеткой и лицом. Грудная клетка подвижно присоединяется к базе, внутри находится пружина, имитирующая упругость грудной клетки обычного человека, она позволяет продавливать грудную клетку и автоматически возвращать ее в первоначальное состояние.
Голова манекена подвижна, имитируются все требующиеся движения головы живого человека. Имеется внешне реалистичная ротовая полость с отверстием внутри для обеспечения проходимости воздуха. Размер рта манекена позволяет обхватить его губами для выполнения искусственных вдохов. Отверстие ротовой полости соединяется посредством имитации верхних дыхательных путей с легкими, располагающимися под кожей груди. В обычном состоянии трубка, имитирующая верхние дыхательные пути, находится в пережатом состоянии. При выполнении важной части алгоритма — открытия дыхательных путей, обеспечивающего их проходимость для попадания вдыхаемого в манекен воздуха в легкие, — устраняется блокировка трубки, что дает возможность воздуху проходить в легкие, при этом они раздуваются, приподнимают кожу грудной клетки, обеспечивая экскурсию грудной клетки, которую можно увидеть и оценить визуально.
У манекена ВОЛОДЯ есть и носовая полость, соединенная с верхними дыхательными путями, т. е. без прижатия крыльев носа при дыхании «изо рта в рот» воздух не попадет в легкие. Выдыхаемый в легкие манекена воздух автоматически стравливается через специальный клапан, делая невозможным выход воздуха из легких через рот наружу.
Руки манекена подвижны в сочленениях, крепятся благодаря пружинным блокираторам к телу, что позволяет устанавливать или разбирать манекен для транспортировки в секунды. Ноги тканевые, мягкие, имеют пластиковые стопы. Такое устройство ног помогает очень компактно складывать манекен. Любая его часть может быть с легкостью демонтирована и заменена при необходимости.
Очевидно, ни один манекен такого класса невозможно длительное время использовать без замены комплектующих. В данном случае набор стандартен: это легкие, верхние дыхательные пути, кожа лица. Все эти части могут быть оперативно демонтированы и заменены на входящие в комплект сменного набора. По необходимости может быть заменена кожа туловища, руки, ноги и вообще любая часть.
Все, что описывалось ранее, относится к механическому устройству манекена и является достаточным для целей обычных тренингов. Но для аккредитации, сдачи практического этапа экзамена, а также для детального анализа работы преподавателем и самими учащимися манекен оснащен рядом электронных приспособлений, позволяющих проводить очень подробную оценку производимых действий. Для автономности манекена (это заложено в понятии «беспроводной») в брюшной полости располагается электронный блок для сбора данных с сенсоров и управления физиологическими реакциями, точка доступа wi-fi и литиевый аккумулятор. Таким образом, удалось полностью избавиться от проводов, придавая работе с манекеном наибольшую реалистичность.
Под грудной клеткой располагается сенсорный блок, измеряющий глубину компрессионных сжатий и объема вдоха. На центре грудного блока имеется сенсор правильного расположения рук. Посредством беспроводной точки доступа манекен соединяется с компьютером (ПК, ноутбук, планшет) под управлением ОС Windows. Можно соединиться и по USB-проводу. Таким образом, на манекене располагаются всего 1 кнопка (включение/выключение) и 1 разъем для подзарядки аккумулятора.
Для внесения элемента интерактивной игры было принято решение задействовать в манекене ВОЛОДЯ несколько физиологических реакций. В ответ на правильно или неправильно проведенную реанимацию у него происходит реакция зрачков на свет и возникает каротидный пульс в «оживленном состоянии».
Программное обеспечение также упрощено для максимально интуитивного использования даже людьми без предварительного обучения. Имеется раздел для самостоятельной отработки навыков (частоты и соотношения компрессий к выдохам, глубины компрессионных сжатий, объема искусственного выдоха). Основной раздел позволяет отрабатывать целиком весь алгоритм в режиме практики или в режиме экзамена. Эти два режима отличаются друг от друга наличием или отсутствием подсказок по ходу работы, а также регистрацией имени и номера курсанта.
Настройки манекена можно изменить. Первой изменяемой группой настроек является длительность процедуры и количество циклов 30 : 2, которое необходимо выполнить за фиксированное время. Существует опция изменения верхней и нижней границы глубины компрессионных сжатий грудной клетки, а также минимального и максимального объема искусственного вдоха, регистрируемых как корректные показатели. Можно настроить и параметры оценки качества выполнения компрессионных сжатий и искусственных вдохов в процентном отношении.
После запуска сценария базовой СЛР на экране демонстрируются кривая ЭКГ (фибрилляция желудочков) и кривая частоты дыхательных движений (ЧДД), которые будут в дальнейшем изменяться соответственно выполняемым действиям при компрессионных сжатиях грудной клетки и искусственных вдохах. Отсчет времени начинается только после первого сжатия грудной клетки, так как непосредственно перед СЛР по любым алгоритмам, в том числе и по используемым в паспорте рабочей станции при аккредитации, требуется убедиться в отсутствии опасности для себя и пострадавшего, проверить сознание и дыхание, позвонить в экстренную службу. После начала проведения компрессий и вдохов они будут автоматически регистрироваться и подсчитываться. Осуществляется качественная и количественная оценка, согласно совокупности заложенных параметров алгоритма СЛР и сохраненных пользовательских настроек.
После истечения времени, если курсант верно выполнил все действия в количественном (как соответствие алгоритму, так и выполнение заложенного количества циклов за требуемое время) и качественном (согласно заложенному или сохраненному пользовательскому проценту правильных действий) объемах, то программа сообщит об успешно проведенной реанимации, на мониторе отобразятся синусовый ритм, кривая ЧДД, численные параметры ЧСС и ЧДД, а у манекена появятся билатеральная пульсация на сонной артерии и нормальная реакция зрачков на свет. При реанимационных мероприятиях, не выполненных верно по качественно-количественным параметрам, манекен не «оживет».
По результатам действий программа генерирует подробный отчет, который можно вывести на печать или сохранить в архив. Отчет позволяет заполнить часть чек-листа при сдаче практической части аккредитационного экзамена, озаглавленной «Показатели тренажера», включающей такие параметры, как адекватность глубины компрессий, положения рук при компрессиях, полное высвобождение рук между компрессиями, адекватная частота компрессий, адекватный объем и адекватная скорость ИВЛ.
Таким образом, устройство, начинка и программное обеспечение манекена позволяют использовать его для любых целей в рамках обучения базовой СЛР любых групп специалистов любого уровня подготовки и принимать у них практическую часть экзамена.
Функционал манекена-симулятора ВОЛОДЯ может быть значительно расширен благодаря модульной системе. Среди функций, доступных к «наращиванию»: измерение АД, эндотрахеальная интубация, дефибрилляция, автоматическая наружная дефибрилляция, выполнение инъекций, внутрикостный доступ, спонтанное дыхание, цианоз и др.
Видео по функционированию манекена-симулятора ВОЛОДЯ доступно по данной ссылке: https://youtu.be/xYCizss8eJM.
Практическое использование манекена ВОЛОДЯ
Манекен ВОЛОДЯ успешно применяется в обучении и аккредитации по всей стране. Среди первых в аккредитации данный манекен начали использовать Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, Ульяновский государственный университет, Кабардино-Балкарский государственный университет и многие другие.
С 2018 г. аккредитацию начинают проходить и выпускники медицинских колледжей. Ряд мастер-классов был проведен в таких сузах, как Медицинский колледж № 5 (г. Москва), Медицинский колледж № 3 (г. Санкт-Петербург), Сочинский медицинский колледж, Ставропольский базовый медицинский колледж, Медицинский колледж «Авиценна» (г. Ставрополь), Ангарский медицинский колледж, Московский областной медицинский колледж № 4. В ходе проведения мастер-классов, навыкам базовой СЛР были обучены преподаватели колледжей, а также студенты. Преподавателям были продемонстрированы все аспекты первой аккредитационной станции «Сердечно-легочная реанимация», касающиеся работы манекена-симулятора, его применения, работы программного обеспечения и его использования преподавателями, экспертами на станции, а также интерпретации результатов отчета, генерируемого по итогам работы. В процессе такой «апробации» обучены более 50 преподавателей и более 200 студентов. Для студентов эти мероприятия проходили в рамках подготовки к прохождению первичной аккредитации (рис. 1).
Манекен ВОЛОДЯ успешно используется для последипломного обучения врачей на межрегиональных научно-практических конференциях Российского научного медицинского общества терапевтов (www.rnmot.ru). В программу конференций включен мастер-класс «Суха теория без практики – учимся оживлять: массаж, дыхание, электричество». В ходе мероприятия изучают «Протокол сердечно-легочной и мозговой реанимации. Что нужно знать и уметь терапевту?». Сотни врачей из разных городов России получили теоретические знания и практические навыки (рис. 2).
Часть каждой конференции, посвященная навыкам СЛР у терапевта, построена по классическому принципу – сначала лекция, затем практический тренинг. Можно было бы начать сразу с проведения мастер-класса, однако выделенное для данной сессии время и большое количество участников (до сотни человек) диктуют свои правила, и без теоретической части не обойтись.
В ходе лекции в живой интерактивной форме рассматриваются новейшие рекомендации по базовой и расширенной СЛР Европейского совета по реанимации (ЕСР) (представлен в России Национальным советом по реанимации (НСР). Рекомендации подаются именно в разрезе профессиональной и повседневно-бытовой жизни врача-терапевта. Актуализируется необходимость прохождения регулярного обучения. Даются статистика смертей от внезапной остановки сердца, статистика выживаемости и получаемые результаты выживаемости в случае раннего начала СЛР пострадавших. Уделяется повышенное внимание юридической составляющей, регламентирующей действия медицинского персонала по проведению СЛР и мозговой реанимации, определению критериев и порядка установления момента смерти, а также вопросам прекращения реанимационных мероприятий и протоколу установления смерти человека, временны́м принципам. Рассматриваются физиологические аспекты смерти, играющие роль в оказании первой помощи и реанимации.
При изучении алгоритма СЛР и любых практических действий, которые выполняются с пострадавшим в рамках мероприятий по оказанию первой помощи, аудитория может увидеть детальную демонстрацию на манекене-симуляторе ВОЛОДЯ, что придает лекции интерактивность. Особое внимание уделяется критериям, от которых зависит, требуется или не требуется проведение реанимационных мероприятий: проверка сознания и оценка наличия дыхания. Оговариваются прием восстановления проходимости дыхательных путей, принятие решения о проведении или отказе от искусственного дыхания, важность правильного выбора точки выполнения компрессионных сжатий грудной клетки. Детально демонстрируются сопровождающие и родственные СЛР приемы и навыки: приемы Геймлиха, Сафара, дефибрилляция.
По расширенной СЛР внимание уделено видам остановки кровообращения, их диагностике, аспектам работы с дефибрилляторами, восстановлению проходимости дыхательных путей, применению мешка Амбу. Даются современные знания об адекватности применения приспособлений для обеспечения проходимости дыхательных путей: воздуховодов, ларингеальной маски, комбитьюба, ларингеальной трубки, воздуховодов i-gel, эндотрахеальной трубки. Рассматриваются принципы назначения и введения лекарственных препаратов и их перечень, актуализируется внутрикостный путь. Таким образом, представляют все аспекты актуального на нынешний момент алгоритма действий при внезапной остановке сердца в рамках расширенных реанимационных мероприятий.
Кроме того, особо выделяются специфические отличия реанимации в педиатрии детей до года и после года. Отдельно рассмотрены ошибки и осложнения при СЛР.
Опыт участия в таких мероприятиях показал, что наблюдается недостаток как теоретических, так и практических знаний и навыков у терапевтов по всей стране. Это связано с тем, что основные знания в этой области они получали лишь в высшем учебном заведении. Некоторые доктора изучали приемы СЛР в ординатуре, занимались самообразованием, но все это не дает поддерживаемых практических навыков.
Обновление знаний и практический тренинг на манекене ВОЛОДЯ могут полностью восполнить пробелы. По отзывам практикующих терапевтов, главных врачей и медсестер, которые посещают мероприятие, наличие подобного манекена в их лечебно-профилактическом учреждении способно было бы привить те практические навыки СЛР всему персоналу, которых у большинства в полном объеме нет.
Национальный совет по реанимации
НСР является полноправным членом ЕСР и его эксклюзивным представителем в Российской Федерации. НСР был создан в 2004 г. для объединения научно-практического потенциала регионов Российской Федерации в области анестезиологии и реаниматологии, анализа накопленного опыта, создания единых программ обучения методам первой помощи и СЛР, унифицированных методик, соответствующих международным требованиям.
Направления деятельности НСР:
• разработка и внедрение унифицированных образовательных программ в соответствии с рекомендациями ЕСР для улучшения результатов лечения внезапной остановки сердца;
• проведение образовательных курсов по СЛР (сертифицированные курсы ЕСР и НСР);
• подготовка инструкторов ЕСР и НСР;
• проведение экспертной оценки учебных программ по первой помощи;
• развитие центров проведения курсов в Российской Федерации.
С 2004 г. значительно расширился спектр проводимых НСР курсов, увеличилось количество инструкторов и центров проведения курсов в Москве и регионах России (рис. 3). В настоящее время преподавательский состав НСР включает в себя одного директора курсов, 76 инструкторов курсов базовой реанимации, 16 инструкторов-тренеров курсов подготовки преподавателей, 7 инструкторов курса расширенных реанимационных мероприятий. Большинство инструкторов НСР являются специалистами с высшим медицинским образованием, 90% из них — врачи анестезиологи-реаниматологи, среди них 6 докторов медицинских наук (3 профессора) и 17 кандидатов медицинских наук. Три инструктора НСР не имеют медицинского образования.
В настоящее время инструкторами НСР проводится научное исследование по оценке качества базовых и расширенных реанимационных мероприятий в стационарах Москвы и других городов России. Подготовлены несколько публикаций в высокорейтинговых журналах.
Инструкторами НСР ежегодно проводится более 30 мастер-классов на различных российских научных мероприятиях.
Национальный совет по реанимации активно использовал манекен ВОЛОДЯ в подготовке курсантов на базе учебного центра, а также на мастер-классах и выездных курсах. За это время удалось достичь высоких результатов и убедиться в достаточной реалистичности манекена. Наши курсанты и инструкторы отметили замечательные качества материалов, из которых сделан манекен, и его повышенную износостойкость.
На выездных курсах наши инструкторы работали в госпиталях и медицинских подразделениях. Основной контингент составили медицинские работники, однако было немало и сотрудников других специальностей, работающих в госпиталях.
За время работы удалось обучить более 50 единиц среднего медицинского персонала, более 30 единиц врачебного состава, из них 10 анестезиологов-реаниматологов и около 20 сотрудников других сфер.
С 2016 г. активно работает новый сайт НСР www.rusnrc.com, на котором доступна актуальная информация о его мероприятиях.
Предыдущая статья
Цель исследования: изучение влияния факторов угрозы окружающей обстановки на эффект...
Следующая статья
На вопросы журнала «Вестник терапевта» отвечает Захар Вадимович Лопатин — начальник...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.