Целями специализированных тренингов в зонах чрезвычайных ситуаций являются максимальное повышение реалистичности симулированной среды, наполнение ее факторами угроз, создание стрессовой атмосферы.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, ЧС
Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Григорьян М.Ф., Томилина Н.В.. Эффективность оказания первой помощи в зависимости от стрессовых факторов окружающей обстановки // Вестник терапевта. 2018. № 7 (31).
И.И. Долгина, А.Ю. Гапонов, М.Ф. Григорьян, Н.В. Томилина
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Долгина Ирина Ивановна — к. м. н., доцент, начальник центра аккредитации и симуляционного обучения ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3. E-mail: arit197070@yandex.ru
Гапонов Алексей Юрьевич — ассистент центра аккредитации и симуляционного обучения ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3. E-mail: gapalexey@gmail.com
Григорьян Марина Фёдоровна — ассистент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФПО ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3. E-mail: marisya79@mail.ru
Томилина Надежда Владимировна — ординатор кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии ФПО ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3. E-mail: tomilina.93@inbox.ru
Цель исследования: изучение влияния факторов угрозы окружающей обстановки на эффективность оказания первой помощи в чрезвычайной ситуации (ЧС).
Материалы и методы. Исследование проводилось в рамках подготовки и проведения III Международной практической олимпиады. В нем приняли участие 124 студента старших курсов медицинских специальностей. Оценка результатов проходила по следующим показателям: тактическая работа, сортировка, остановка наружного кровотечения, десмургия, транспортная иммобилизация, лекарственная терапия и безопасная транспортировка пострадавших.
Результаты. В ходе исследования выяснено, частота грубых тактических ошибок при подготовке составила 9,7%, а под влиянием угрожающих факторов — 17,9%. Аналогично частота ошибок выросла и в области навыков непосредственно первой помощи и при транспортировке.
Заключение. Несомненное отрицательное влияние на эффективность первой помощи оказывали психологическая неготовность быстро и четко действовать в высоко реалистичных зонах ЧС, факторы окружающей обстановки. Эмоциональному компоненту подготовки специалистов необходимо уделить особое внимание. Проводя планомерную теоритическую, психологическую и практическую подготовку, можно добиться высокого качества оказания неотложной медицинской помощи в реальной жизни.
Оказание первой помощи в России является составной частью обучения лиц различных специальностей: водителей, сотрудников сферы обслуживания, педагогов, воспитателей, работников органов внутренних дел. Существуют курсы для широких слоев населения, пользующиеся значительным спросом. Безусловно, медицинские работники любого профиля обязаны в совершенстве владеть навыками оказания первой помощи и быть готовыми их применить.
Однако в реальной ситуации, кроме непосредственно практических навыков и знания алгоритмов, требуются быстрота реакции, стрессоустойчивость, умение эффективно оценивать изменения обстановки и факторы угрозы, острота клинического мышления. Данные аспекты затруднительно отработать на традиционных практических занятиях. Для этого в Курском государственном медицинском университете в рамках волонтерского и олимпийского движения (международный проект КГМУ «Учения») проводятся специализированные тренинги в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Целями таких тренингов являются максимальное повышение реалистичности симулированной среды, наполнение ее факторами угроз, создание стрессовой атмосферы. Так, используются ограничение видимости (темнота, задымление), имитация завалов, угрозы электротравмы, возгорания. Обязательна шумовая нагрузка: звуковое сопровождение существенно влияет на создание атмосферы паники, масштабных спасательных работ, надвигающейся угрозы обрушения. Кроме того, громкие звуки мешают команде обучающихся общаться, что повышает необходимость налаживать четкую коммуникацию, где все члены команды знают, кто, где и чем занимается.
В качестве пациентов в таких тренингах, как правило, выступают актеры, проходящие специальную подготовку. Занятия для них длятся весь год и включают базовые навыки, организацию работы в зонах ЧС, анализ поведения очевидцев и жертв массовых происшествий, актерское мастерство. Применяются специальные накладки для имитации травм и профессиональный грим. Благодаря этому актеры вносят свой вклад в реалистичность тренинга: помимо изображения симптомов своих заболеваний, они по-разному реагируют на происходящее и на действия спасателей, помогают, мешают, привлекают внимание, прячутся, паникуют.
Необходимость долгой подготовки сценариев, помещений и персонала означает, что тренинги в зоне ЧС больше подходят для поздних стадий обучения, когда команды обучающихся уже отработали базовые навыки манипуляций, коммуникации, тактики и лидерства. Поэтому тренировки проходят ступенчато, начиная с отдельных этапов манипуляций на манекенах. Далее следуют командные тренинги без факторов угроз, но с теми же пострадавшими, в качестве которых здесь чаще выступают манекены. В данном случае факторы среды оговариваются преподавателями устно, но не реализуются фактически. И лишь на заключительном этапе все стрессовые факторы и медицинские аспекты тренингов складываются воедино и служат своеобразным экзаменом для проверки одновременно всех технических и нетехнических навыков обучающихся. При этом с целью проведения исследования влияния стрессовых факторов на качество работы в зоне ЧС обучающимся не сообщается, что финальные высоко реалистичные тренинги по содержанию идентичны более ранним.
Целью исследования являлось изучение влияния факторов угрозы окружающей обстановки на эффективность оказания первой помощи в ЧС.
Материалы и методы
Исследование происходило с сентября 2017 г. по март 2018 г. в рамках подготовки и проведения III Международной практической олимпиады. В исследование были включены ее участники: 32 команды по 4 человека. Подчеркнем, что все участники — студенты старших курсов медицинских специальностей, заинтересованные в отработке навыков неотложной медицины и прошедшие специальную подготовку.
Тренинг в зоне ЧС стал одним из конкурсов Олимпиады, на его выполнение отводилось до 10 минут. По сценарию конкурса, произошло обрушение торгового центра, на месте подземного этажа которого образовались «карманы» из завалов, в которых остались пострадавшие. Участникам в роли врачей-спасателей предстояло обследовать сектор, провести сортировку, оказать первую помощь пострадавшим и эвакуировать их в безопасную зону.
Результаты
В зоне ЧС команды ждали 5 пострадавших различной тяжести. У одного из них были минимальные травмы, и он готов был оказать помощь в эвакуации. Двух пострадавших (семейную пару) зажало завалами, у одного из них синдром длительного сдавления. Четвертая пациентка получила комбинированную травму и находилась без сознания. Пятый пациент погиб на месте (его роль играл манекен), и проведение реанимационных мероприятиях в заданных условиях ему не показано. Результаты работы спасателей оценивали команда судей и сами актеры, проводилась фото- и видеофиксация.
Исследуемые показатели были разделены на группы: тактическая работа, сортировка, остановка наружного кровотечения, десмургия, транспортная иммобилизация, лекарственная терапия и безопасная транспортировка пострадавших.
Блок тактической работы включал в себя определение качества работы лидера, общую координацию действий, рациональное распределение человеческих и материальных ресурсов. Степень качества коммуникации участников между собой определяется наличием адресных команд, отчетов о выполнении, озвучивании своих действий и получения рациональных предложений по обратной связи. В ходе исследования выяснено, что частота грубых тактических ошибок при подготовке составила 9,7%, а под влиянием угрожающих факторов — 17,9%.
Аналогично частота ошибок выросла и в области навыков непосредственно первой помощи. По-видимому, из-за обилия аспектов оказания помощи страдало не качество, а количество выполненных манипуляций, то есть участники попросту забывали сделать то или иное необходимое действие. Так, в стрессовой ситуации 49% студентов не накладывали кровоостанавливающий жгут на открытый перелом (против 1,6% в «спокойных» условиях); 77,1% спасателей после остановки кровотечения не накладывали на раны асептические повязки (на этапе подготовки повязки накладывали в 100% случаев).
Ошибки увеличивались и при транспортировке: в стремлении быстрее доставить пострадавшего в безопасную зону участники не уделяли внимание транспортной иммобилизации, особенно фиксации позвоночника. В результате из 128 пострадавших 47 погибли из-за критических ошибок.
Заключение
Несмотря на неудовлетворительные, на первый взгляд, результаты тренинга, нам подобный опыт представляется весьма полезным, так как позволяет выявить типичные ошибки. Обязательный анализ проведенной работы выявляет причины ошибок, и в последующем можно точнее выбирать дополнительные направления и точки приложения обучения. Это создает широкое поле деятельности по исправлению критических моментов.
В данном случае несомненное отрицательное влияние на эффективность первой помощи оказывали психологическая неготовность быстро и четко действовать в высоко реалистичных зонах ЧС, факторы окружающей обстановки. Значит, эмоциональному компоненту подготовки специалистов необходимо уделить особое внимание. Подобные тренинги исключительно важны: проводя планомерную теоритическую, психологическую и практическую подготовку, можно добиться высокого качества оказания неотложной медицинской помощи в реальной жизни, так как отрицательный опыт будет приобретен искусственно при обучении.
1. Краснов К.С., Репалов А.В., Гапонов А.Ю., Недуруев Е.В. Влияние факторов окружающей обстановки на эффективность оказания первой помощи в зоне чрезвычайной ситуации. В кн.: Молодежная наука и современность: материалы 83-й Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием, посвященной 83-летию КГМУ и 85-летию со дня рождения член-корреспондента РАМН, профессора А.В. Завьялова (18–19 апреля 2018 г.). Курск: изд-во КГМУ; 2018. 3: 239.
2. Долгина И.И., Гапонов А.Ю., Слетова А.М. Опыт работы в волонтерском отряде симуляционного центра как условие повышения профессиональной компетенции будущих молодых врачей (на примере проекта КГМУ «Учения»). Коллекция гуманитарных исследований. 2018; 2(11). https://j-chr.com/ru/site/journal/18/article/153 (дата обращения — 17.07.2018).
Предыдущая статья
Цель исследования: изучить влияние иммерсивного симуляционного обучения на качество...
Следующая статья
Обучение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) затрагивает широкий круг специальностей как в ра...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.